Русская национальная идея и государственность Приднестровья * (часть 2)

November 10, 2019
Русская национальная идея и государственность Приднестровья * (часть 2)

Менталитет приднестровцев сформирован русской идеей

(Часть 2. Часть первая здесь: Русская национальная идея и государственность Приднестровья * (часть 1))

Думается, в большой мере неудача этих потуг связана с менталитетом приднестровцев, который вполне укладывается в рамки русской идеи, или, точнее, базируются на идее, о которой говорилось выше. Основным фактором межнационального мира и согласия в ПМР, где по конституции существуют три официальных языка и разрешено вводить другие языки в районах массового проживания их носителей, является принцип абсолютного приоритета прав человека над правами нации, класса, религии, партии или любой другой группы людей. Это само по себе исключает конституирование каких-либо привилегированных слоев. В условиях неимоверных экономических и социальных трудностей, санкций и блокад приднестровцы свято берегут эти простые принципы, которые позволяют им выживать в данных условиях, как они выживали, организовывая самооборону, десятилетия и столетия тому назад.

Русская идея всеобщей справедливости не предполагает и не допускает ни в коем случае разделения сограждан на «коренных», «оккупантов», «мигрантов», «пришельцев» и т.д., что почти три десятилетия существует в Прибалтике и на Кавказе, Средней Азии, Украине, Молдове или других бывших «республиках-сестрах» когда-то единой страны. Приднестровцы не выдвинули из своей среды ни одного общественного лидера или просто заметного деятеля, который проповедовал бы идеи национальной исключительности или «защиты» своего «несчастного» народа от иноверцев-поработителей, от каких-то мифических «врагов», проживающих в соседнем доме на соседней улице. Такие маргинальные личности, возможно, и находятся где-то рядом, но они не могут не понимать всю бессмысленность и бесперспективность подобного рода пропаганды внутри приднестровского сообщества.

А ведь именно такой отказ бывшими республиками СССР от фундаментальных ценностей русской идеи, которой они вольно или невольно придерживались во времена совместного общежития, приносит многим народам бывшего СССР неисчислимые бедствия, кровь, слезы, страдания и горе. Вселенский размах этой новой смуты, вероятно, оценят наши потомки. Очевидно, они назовут поименно и воздадут должное тем бездарным политикам, продажным пропагандистам и национальным лжепророкам, кто вверг свои народы в эти ужасы, чем бы они ни руководствовались.

Не случайно, наверное, созданная в 1990 г. в Приднестровье республика названа не по имени «титульного» этноса, как это принято большинством государств мира, а по своему географическому положению на Днестре. И Конституция этого государства начинается словами «Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики…». А слово «Молдавская» в названии республики, в которой молдаване составляют треть населения, подчеркивает, что это государство соблюдает и уважает, молдавскую идентичность, менталитет, язык, культуру, самосознание молдаван[14]. В отличие от Республики Молдова, в которой большинству «титульного» населения насильно навязывается румынская идентичность, правда, безуспешно пока.

Приднестровский народ, все его этнические составляющие с особым чувством относятся к России, связывают именно с ней надежды на лучшее будущее, надежды на мир, спокойствие и процветание. На Международном форуме российских соотечественников «Вместе с Россией» 5 марта 2018 года президент ПМР В.Н. Красносельский привел следующие данные: «В республике проживает одна из крупнейших зарубежных российских диаспор - количество граждан Российской Федерации в ПМР давно превысило 220000. При этом в 2016 году на выборах в Государственную Думу Приднестровье стало лидером по абсолютному числу голосовавших за рубежом избирателей – 55693 человека, а это 25,8% от всех проголосовавших зарубежных россиян»[15]. Таким образом, русская национальная идея является реальной политической силой для народа республики, сознательным или подсознательным выбором каждого приднестровца. Одним фактом своего существования республика доказывает жизнеспособность и эффективность толерантного и неконфликтного сосуществования различных этносов и культур в одном пространстве. Ведь и в России живут не менее двух сотен различных народов и национальностей.

Возвращение к русской идее, - это единственный путь к спасению всех народов, брошенных несколько десятилетий назад в костер предательства, братоубийственных войн и раздоров. Жить по правде, по совести, справедливости и державности, - вот высшие ценности не только для русских, но и для всех людей погубленной страны и для каждого из нас. Восстановление и реализация русской идеив её гармоничном единстве спасет десятки, а может и сотни тысяч людей, уже по сути приговоренных нечестными политиканами к смерти.

Приднестровцы же от русской идеи не отворачивались никогда. Они, чувствуют и считают себя частью Русского мира. А потому русской идеей жили, и будут жить. В этом залог межнационального мира и успешного почти30-летнего существования их Приднестровской Молдавской Республики.

Автор: Николай Бабилунга, профессор

* - впервые статья была опубликована в «Культурологическом журнале» (г. Санкт-Петербург) в 2018 году

[1] Архимандрит Макарий (Веретенников). Киевский митрополит Иларион (1051-1054).// Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып.2 (8). 2014. С. 118-119.

[2]Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 85.

[3]Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 8.

[4]Тарасов Б. П.Я.Чаадаев и русская литература первой половины XIX века // П.Я.Чаадаев. Статьи и письма.— М., 1989. С. 14.

[5] Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997, с 322.

[6] Голос Кишинева. 1917. 4 декабря.

[7] Заявление Государственной Думы «Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года».// В книге: Политико-правовые основы международного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2018. С. 121.

[8] Бабилунга Н.В. Приднестровье в составе Великого княжества Литовского.// «Ежегодный исторический альманах Приднестровья». № 1, 1997. С. 9.

[9] Бабилунга Н.В. Приднестровье: шаги истории. Тирасполь, 2015. С. 38.

[10] Бабилунга Н.В. История ПМР в кратком изложении.// В книге: «Приднестровье в макрорегиональном контексте черноморского побережья./Под ред. КимитакаМацузато. Sapporo: SlavicRecearchCenter, HokkaidoUniversiti. 2008. С. 51-52.

[11] Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Сборник документов и материалов. Т. 2. Кишинев, 1975. С. 103.

[12]Бомешко Б.Г. Создание, становление и защита приднестровской государственности. 1990-1992 гг. Бендеры, 2010. Сс.63-65.

[13]Кондратович Д.Ф. Приднестровская революция. 1989-2002 гг. // «Ежегодный исторический альманах Приднестровья». № 3, 1999. С. 24.

[14]Бомешко Б.Г. Создание, становление и защита приднестровской государственности. 1990-1992 гг. Бендеры, 2010. С. 15.

[15]Красносельский В.Н. Приднестровье – составная часть русского мира: текущая ситуация и перспективы развития.// В книге: Политико-правовые основы международного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2018. С. 15.