Дипломированные дилетанты, статисты от образования и иные подводные камни поспешных решений

May 14, 2020
Дипломированные дилетанты, статисты от образования и иные подводные камни поспешных решений

К нам на электронную почту пришло письмо от неравнодушного приднестровца, который высказывает свою точку зрения на возможные изменения образовательного процесса высшей школы и перевод на онлайн форму обучения всех студентов заочного отделения ПГУ им. Т. Г. Шевченко. Приводим текст письма полностью.

"COVID-19 и последовавшие за ним ограничения привели к тому, что практически вся образовательная сфера Приднестровья была переведена на дистанционный формат обучения . В условиях Чрезвычайного положения это понятно и вполне логично, т.к. срыв учебного процесса породил бы большее количество проблем, особенно у выпускников школ и ВУЗов.

Однако, в некотором смысле, новый для нашего региона формат вдруг вызвал живейший интерес и даже, кажется, привел к мысли о возможности полного перевода, например, заочной формы обучения на удаленное образование онлайн.

А почему бы и нет?

Во-первых, дистанционное обучение как один из вспомогательных элементов образовательного процесса уже давно апробирован и используется многими преподавателями на всех ступенях образования во всем мире. Он, действительно, удобен, когда возникает необходимость усилить базу знаний обучающихся, так как часов на предмет отводится слишком мало. Способствует определенному контролю над самостоятельной работой студента и корректировки его деятельности в процессе обучения.

Во-вторых, создается ощущение, что данная форма обучения может привести к значительной экономии средств. «Горловая работа» заменяется технической и, соответственно, на первый взгляд кажется, что она гораздо легче. Так почему бы не увеличить количество часов на ставку (при этом сохранив уровень зарплаты и уменьшив количество ставок), либо укрупнив потоки студентов на практических занятиях. Не говоря уже о том, что не надо решать вопросы аудиторного фонда, технического оснащения кафедр и аудиторий и т.д.

Что же мы можем получить в итоге?

Резкое введение данной системы прервет традиционную сложившуюся веками логически выстроенную систему образовательного процесса, где преподаватель, являвшийся главным проводником знаний, сводится до уровня статиста «Указал» - «Посоветовал» - «Проверил». Причем, проверка знаний и умений студента, когда он находится по ту сторону монитора, приобретает некий оттенок профанации, будь то онлайн-общение или выполнение какой-либо работы. О студенческой смекалке и технических возможностях можно легенды слагать, а преподавателю останется лишь догадываться, сам он выполнил (ответил) или кто помог.

Кроме того, существует угроза, что образовательный процесс трансформируется в некий конвейер, где на отрезке между внесенной платой за обучение и полученным дипломом, будет находиться статист, фиксирующий ход процесса и вовремя распределяющий необходимую информацию.

Хочется также задать вопрос: при поступлении в ВУЗ студент будет обязан подписать соглашение о том, что он обязуется приобрести для обучения необходимые технические средства? А если он не может или на данный момент не в состоянии создать условия связи с преподавателем, двери в ВУЗ ему будут закрыты?

Хочется обратить внимание и еще на один аспект. Чтобы преподаватель перешел на эту форму обучения, и она принесла хоть какие-то плоды, необходимо время на перестройку и подготовку материала обучения. Живое общение придется заменить совсем другим. Сделать это в одно мгновение просто невозможно, даже при наличии уже определенной образовательной программы. Преподавателю придется просматривать различные сценарии работы.

Безусловно, инновации в образовательном процессе должны присутствовать и повсеместно применяться в соответствии с требованиями современного мира. Дистанционному процессу должно быль отведено достойное место в системе образования, но только в качестве вспомогательной технологии, не заменяющей, а дополняющей полноценный образовательный процесс. Не стоит сгоряча ломать апробированную и устоявшуюся традиционную систему. Ведь задача образования - подготовить специалистов своего дела, иначе возникнет реальная опасность того, что имеющийся кадровый вакуум заполнят дипломированные дилетанты. К чему это приведет в итоге, увы, предсказуемо".

Читатель сайта Тираспольской школы политических исследований С. Шапошников