Ученые заявили, что русская рулетка безопасна в пяти случаях из шести

May 4, 2020
Ученые заявили,  что русская рулетка безопасна в пяти случаях  из шести

Ректор Приднестровского госуниверситета Степан Берил заявил, что с будущего учебного года вуз планирует перевести на онлайн обучение все заочное отделение. «Это более современная форма. Она наиболее эффективна и экономически, и организационно, и содержательно», - уточнил ректор.

Сейчас все факультеты и кафедры готовятся к летней сессии, которая пройдёт с 18 мая по 11 июля. Уже разработан регламент её проведения в электронном виде на случай, если сохранится режим ЧП. Как сообщил Степан Берил, многие студенты, которые хорошо показали себя во время дистанционного обучения, будут освобождены от зачётов или экзаменов.

Однако такой оптимизм от поспешного перевода образовательного процесса в онлайн формат разделяют не все.

Руководитель Тираспольской школы политических исследований, кандидат политических наук Анатолий Дирун высказал свое мнение относительно нововведений в академический процесс:

- Дистанционное обучение, я уверен, - это перспективное направление и неотъемлемая часть образовательного процесса. Есть интересная монография Уильяма Г. Боуэна «Высшее образование в цифровую эпоху» (2013 г.). В не автор автор сформулировал три основных препятствия для введения успешного онлайн-образования: первое - это нехватка надежных данных о результатах обучения и потенциальном сокращении издержек, второе - потребность в настраиваемых и надежных платформах совместного преподавания; третье - потребность в новом образе мышления и в свежих идеях относительно принятия решений.

В принципе, кризис, вызванный коронавирусной пандемией, продемонстрировал высокую степень актуальности этих задач, но в то же время обозначил слабые места в системе высшего и общего образования Приднестровья при переходе на онлайн обучение.

Суровая реальность показала, что дистанционное образование ни в коей мере не может и не способно по своему качеству заменить, что называется, традиционный процесс, коммуникацию, которая возникает между студентом и преподавателем.

В этой связи инициатива о таких планах Приднестровского госуниверситета - о переводе заочников на формат онлайн образования, требует своей доработки.

Можно выделить три веские причины, почему не стоит торопиться с таким решением.

Первая: образование - это не абстрактная передача знаний. Это формирование коммуникации и атмосферы в университете, которая кроме задачи подготовки специалиста несет в себе функцию формирования у него ценностей. Сегодня существует четкая взаимосвязь между традициями, историей и культурой, существующими в вузе, и рейтингом конкурентоспособности конкретного университета среди высших образовательных учреждений.

Убежден, что в формате онлайн обучения мы получим качественное снижение знаний у студентов, но при этом нагрузка на как на преподавателя, так и на студента резко возрастает. Ректор МГУ Виктор Садовничий, говоря о перспективности развития традиционных вузов после пандемии, верно подметил, что «сейчас у нас эйфория, но в итоге это все будет осмыслено. Будет достигнут предел возможностей дистанционного обучения. Где-то мы найдем эту биссектрису между желанием все делать дистанционно и также не остаться без эмоций, живого общения, глаз собеседника».

Вторая причина - техническая.

Я хорошо представляю себе потенциал своих коллег и уверен, что они достойно справляются в этот период. Однако руководству университета стоит обратить внимание на тот факт, что переход к онлайн форме обучения логичнее было бы начать с разработки и продвижения платформы университета, на которой были бы собраны разработанные видеокурсы профессорско-преподавательского состава, отцифрованный библиотечный фонд. Очевидно, что цифровая открытость университетов - это тот критерий, по которому будут оценивать будущие абитуриенты вуз, в котором собираются продолжить образование.

Третий момент, о котором стоит помнить: поэтапная реализация онлайн образования должна происходить синхронно не только для студентов университета, но для системы общего и среднего специального образования. Другой вопрос, что скорости реализации тут должны быть разные. Кризис показал, что переход в онлайн - это проблема не только ПГУ. Логично ожидать, что Министерство просвещения сделает обобщенный анализ нынешней ситуации и выйдет с комплексным решением этой задачи для системы образования в целом.

В противном случае спешка в таких вопросах ведет к серьезным управленческим ошибкам. И пример закрытия Лаборатории по изучению Истории Приднестровья - яркое тому подтверждение.